Канули в прошлое те времена, когда только высокое начальство, будь то в
малой деревне, в районе, в области или в целом по стране, решало, когда сеять,
когда жать и как правильно закрутить гайку. После принятия конституции, в
которой закреплено право людей на местное самоуправление, все изменилось.
ЧТО такое МСУ? По существу, это способ решения всех дел,
способствующих установлению в районе или селе условий для нормальной жизни.
Проблемы, с которыми жители сталкиваются каждый день - незапланированное
отключение горячей и холодной воды, незакрытый люк, трещина в стене дома,
мусора на улице. Все эти и многие другие вопросы решают именно самоуправление в
пределах своих полномочий. Это означает, что МСУ может принимать решения
самостоятельно, без оглядки на губернатора.
В
наших городах и селах люди будут жить хорошо и благоустроенно, когда сами будут
активно пользоваться своим правом на местное самоуправление. Для этого
необходимо самовыдвигаться, ходить на выборы, голосовать. Конечно, это займет и
время, и силы, и нервы. Однако, поверьте, активная позиция в этом вопросе
окупится сторицей.
Хороший пример.
Совсем
недавно мы столкнулись с таким случаем. Житель одного из сельских поселений
Челябинской области с 1996 года неоднократно, самовыдвигаясь, участвовал в
выборах в представительный орган муниципального образования. Несколько раз
становился депутатом и старался улучшить жизнь своего села. Но вот на выборах
2009 года совершенно неожиданно ему отказали в регистрации. Оказалось, Устав
поселения, основанный на положениях законодательства области, определил, что
отныне попасть в сельский совет можно лишь через выборы по партийным спискам.
Гражданин не был членом никакой политической партии, имел самостоятельные
взгляды и не стремился быть зависимым ни от одной из них. Суды всех инстанций
ссылались на областной закон, не признавали его права нарушенными.
И
только Конституционный суд Российской Федерации, сочтя доводы гражданина
обоснованными, признал не соответствующими Конституции России положения закона,
которые разрешают голосование только по партийным спискам на муниципальных
выборах в сельских поселениях с небольшим количеством жителей и, естественно, с
малым числом депутатов. А также признал, что дело по иску подлежит пересмотру.
Конституционный суд убедили доводы, что если единственным участником
формирования сельсоветов становятся федеральные политические партии, то о
местном самоуправлении как о конституционном праве следует забыть.
От
участия населения в управлении своим муниципальным образованием зависят все его
жизнеустройство, его жизнедеятельность. Удобно, конечно, ждать чужого дядю,
барина или царя, однако кто лучше жителей знает, как обстоят дела в их домах?
Кто внимательнее отнесется к проблемам своего села, города? Кто рачительнее
отнесется к своей земле? У «чужих дядей», как известно, совсем другие задачи.
Как еще повлиять на чиновников?
Еще
один способ реализации права граждан на местное самоуправление - это
опосредованное участие через выборные и иные органы местного самоуправления.
Эти органы обязаны учитывать общественное мнение, обобщать предложения и жалобы
граждан, давать ответы на обращения граждан, проводить встречи с
общественностью, выступать с отчетами.
Если
органы местного самоуправления игнорируют эти обязанности, то может быть
поставлен вопрос об утрате доверия депутатам, главе администрации (мэру).
Должностные лица несут ответственность перед населением за исполнение своих
обязанностей. Так что контроль необходим.
Существует
известная всем пословица: «Каждый человек сам кузнец своего счастья». Еще
говорят, что российский мужик медленно запрягает, но зато потом быстро едет. Мы
долго медлили - давайте все же понемногу трогаться и обустраивать свой край,
свой дом, свою страну.
В. ЛУКИН
уполномоченный по правам
человека в РФ.
Способы реализации прав граждан на местное
самоуправление:
- участие в выборах органов местного
самоуправления и должностных лиц - главы администрации, мэра;
- участие граждан в местных референдумах;
- участие граждан в собраниях (сходах)
граждан;
- обращение граждан в органы местного
самоуправления;
- самоорганизация граждан путем
использования форм территориального-общественного самоуправления;
- иные формы, предусмотренные законами
субъектов Федерации (народная правотворческая инициатива, митинги, опросы
граждан и др.);
- общественный контроль за деятельностью
должностных лиц.
|